Журнал о коммуникациях и PR

"Уничтожить" Мишеля Уэльбек: политический триллер или семейная сага?

"Уничтожить" Мишеля Уэльбек: политический триллер или семейная сага?

Я не хотел читать новый роман Уэльбека «Уничтожить», потому что от прошлого его романа «Серотонин» отходил довольно долго, настолько мрачное впечатление он на меня произвел. Но почитав разнообразные рецензии, в которых «Уничтожить» дружно хвалили и превозносили, я решил дать этому произведению шанс.

Увесистый фолиант в 640 страниц был прочитан мной на удивление быстро. Впечатления сложные и неоднозначные.

Начинается всё как захватывающий политический триллер – некие хакеры публикуют в интернете видео, где министру экономики Франции (действие книги происходит в ближайшем будущем – в 2026 году) отрубают голову. Сам министр при этом жив-здоров, никто ему ничего не отрубал, а видео – создано при помощи новых технологий с использованием его изображения.

Но автор обманывает наши ожидания, и вместо триллера мы погружаемся в неторопливое описание жизни типичного уэльбековского героя. Поль Резон – белый мужчина средних лет. Представитель привилегированного класса, работает в том самом министерстве экономики помощником того самого министра.

Он несчастлив в браке (как и многие герои этой книги – тот самый министр Брюно Жюж, брат героя Орельен). И сам роман во многом про одиночество (как, впрочем, и предыдущий). Одиночество, невеселые мысли, апатия. Поль с грустью наблюдает, что творится с французским обществом (спойлер: ничего хорошего), а жизнь его похожа на какой-то набор механических действий, от которых он уже давно не получает удовольствия.

В начале романа у отца героя случается инсульт, и начинается семейная суета – съезжаются братья и сестры со своими семьями, решается вопрос лечения и ухода. И мы погружаемся в эту семейную атмосферу с ее обидами, интригами, непростыми взаимоотношениями не очень, в сущности, симпатичных людей. Но, как ни странно, страницы эти читаются довольно легко и увлекательно. Уэльбек все-таки мастерски управляет вниманием читателя и не дает заскучать.

Как только начинаешь немного тяготиться этим погружением в бытовые неурядицы и проблемы семьи Резонов, тут же включается какой-то новый поворот – хакеры совершают новую неожиданную атаку и ты надеешься, что все-таки роман вырулит к политическому триллеру, потом снова ныряем в вопросы сиделок, дележа наследства и проблемных браков, потом вдруг предвыборная кампания, в которой участвует министр Жюж и мы вместе с ним, потом обязательно секс (какой же роман Уэльбека без секса), потом… Не буду больше спойлерить.

Ну и всё это щедро приправлено интересными рассуждениями автора и героев о жизни, её смысле и о важных вещах. В общем, я дочитал до конца. И дочитал, как уже написал, достаточно быстро. И не скажу, что в восторге, но и не жалею об этом путешествии вместе с автором. К тому же автор пиарит, что это последний его роман и на этом он планирует завершить карьеру. Ну как тут не прочитать?

Если вы не боитесь мрачных мыслей о бессмысленности мира, вас не пугают разговоры неудачников о том, почему все у них в жизни плохо, вы не опасаетесь всепоглощающей тоски и апатии, которые может навеять этот роман… В общем, если у вас здоровая психика, и вам интересно пообщаться с умным писателем и посмотреть его глазами на на закат привычного нам мира – можете последовать моему примеру и прочитать роман «Уничтожить».

И, как обычно, несколько интересных цитат:

«Ты воображаешь, что твоя жизнь принадлежит тебе, но это не так, твоя жизнь принадлежит тем, кто тебя любит».

«Идеальная ложь складывается путем наложения различных пластов правды, разделенных прослойками умолчаний; фактически она в основном состоит из недомолвок, иногда с тщательно отмеренными преувеличениями».

«Пожилым людям свойственно интересоваться историей, и это неудивительно, история, прослеживая судьбы важных, прославленных, а то и всемогущих людей, с тем же успехом обратившихся в прах, отчасти примиряет их с собственной смертью».

«Неужели правда, что в любящих глазах человек не меняется, даже физически, что любящие глаза способны свести на нет обычные законы восприятия? Неужели правда, что первый образ человека, запечатлевшийся в любящих глазах, будет вечно накладываться на то, во что он превратится со временем?»
Рецензии на книги
Made on
Tilda