2. Разбивать сообщение в мессенджере на десяток мелких, вместо того, чтобы подумать и сразу всю мысль сформулировать в одном сообщении.
Вот это реально жесть. Решил такой человек с вами пообщаться и строчит как из пулемета короткими очередями (все сообщения по отдельности и не дожидаясь вашего ответа):
- Привет!
- Как ты?
- Надеюсь у тебя все хорошо.
- Мне тут одна мысль пришла в голову.
- Хочу с тобой обсудить.
- Возможно тебе будет интересно.
- Ну или порекомендуешь к кому обратиться.
- Я тут на досуге подумал…
- Короче…
- Идея состоит в следующем…
И далее изложение идеи еще в 10 сообщениях. А вы только успеваете подпрыгивать каждый раз, когда пиликает телефон, принимая очередной обрывок его мысли.
Это способно вывести из себя даже самых терпеливых. К тому же совершенно непонятно, когда уже начинать отвечать, потому что пока ты набираешь ответ, получаешь еще штук пять новых сообщений. И новых вопросов. И на какой отвечать неизвестно.
К тому же, когда получаешь такие серии коротких реплик, очень легко часть из них просто не увидеть и пропустить. И как назло это будет самая важная часть.
3. Звонить по телефону, не предупредив о звонке.
Думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что звонок на мобильный без предупреждения – дурной тон. Каждый из нас в момент получения такого звонка может быть занят совершенно различными делами, не предполагающими возможность отвлечения на разговор, которого мы не ждем. И не важно, ведете вы в этот момент пресс-конференцию, тренинг или совещание с сотрудниками, поете в караоке, занимаетесь сексом или просто вышли в парк развеяться.
Звонящий без предупреждения врывается в вашу жизнь и требует немедленной реакции, не обращая внимание на то, насколько это комфортно для вас. Раньше, когда не было смсок и мессенджеров, это было неизбежно. Надо с кем-то поговорить – ты звонишь. Но сейчас о любом звонке можно предупредить. Написать сообщение с вопросом «Удобно ли сейчас поговорить голосом?» или что правильнее «Когда было бы удобно поговорить голосом?» А самое правильное, на мой взгляд: «Когда было бы удобно поговорить голосом по такому-то вопросу?» Тогда адресат сможет распределить сам приоритеты и понять, готов он тратить время на беседу с вами на эту тему или предложить альтернативные варианты.
И кстати, не каждый вопрос надо обсуждать голосом. Просто не поленитесь описать то, что хотели обсудить в сообщении и также в сообщении получить ответ. Конечно, если вам надо попросить денег взаймы или кого-то убедить в чем-то важном и есть сомнения, что удастся договориться – тут беседу голосом заменить сложно.
Но если вопрос рабочий и текущий – постарайтесь описать его в месседже. Адресат будет вам благодарен. И тут даже вопрос не в интроверсии-экстраверсии, а в элементарной экономии времени.
Звонки без предупреждения, на мой взгляд, возможны только между очень близкими людьми. Даже когда мне мама звонит вместо того, чтобы написать, я испытываю дискомфорт, потому что первая мысль – что-то случилось.
4. Звонить по телефону и не написать потом сообщение.
Как мы уже обсудили в предыдущем пункте, некоторые люди звонят вам на телефон без предупреждения. И вы можете не взять трубку, потому что заняты. Правила этикета, на мой взгляд, требуют, чтобы после такого непринятого звонка, человек, который звонил, отправил вам сообщение примерно следующего содержания:
«Привет. Звонил тебе. Хотел обсудить такой-то вопрос. Перезвони когда будет удобно».
«Привет. Звонил просто поболтать. Перезвони если будет возможность»
«Добрый день. Это Дмитрий из компании ХХХ. Звонил вам, чтобы уточнить можно ли договориться о личной встрече по вопросу оформления контракта…»
И у того, кому звонили, появляется информация о том, кто звонил и почему и возможность выбора действий. А иначе получается, что мне звонил человек, который есть в моем списке контактов, я не взял трубку и теперь обязан перезвонить, иначе будет невежливо. Также как и написать в мессенджер: «чего звонил?».
Поэтому, если вдруг вопрос не идет о жизни и смерти, вы позвонили человеку без предупреждения, а он не взял трубку, напишите ему сообщение, объяснив цель звонка и попросите выйти на связь. Писать просто «Перезвони мне», если это не муж-жена, бойфренд-гёрлфренд, дети-родители или очень близкие друзья также, по моему мнению невежливо.
5. Читать сообщение в мессенджере и оставлять его без ответа.
Вы тоже, наверняка, сталкивались с этим неоднократно: отправляете человеку сообщение в Вотсапп или Фейсбук-мессенджере, он его прочитал (о чем свидетельствует соответствующая пометка), но не ответил. Ни в этот день, ни на следующий, ни через неделю.
Речь не о спаме, а о переписке между людьми, которые знакомы друг с другом.
Сами по себе мессенджеры хороши тем, что можно отвечать не сразу (в отличие от телефона), но отвечать все-таки нужно. В идеале в течение суток (мало ли где вы и чем заняты).
Если вам что-то предложили, а вам это не надо – так и напишите. Это честнее, лучше и вежливее игры в молчанку.
Если вы не знаете, что ответить, вам надо подумать или собрать информацию, напишите «Отвечу позже», «Отвечу в понедельник», «Освобожусь и напишу». Ну и, разумеется, после этого в обозначенное время ответьте.
Понимаю, что у вас в мессенджерах десятки, а то и сотни сообщений. Понимаю про занятость всё. Но если дорожите отношениями или просто репутацией – отвечайте.
Грехов коммуникации на самом деле намного больше. Я поделился самым наболевшим. Принимать их во внимание или нет – решать вам. Но когда вы получите очередной отказ в своей просьбе или игнор от важного человека – задумайтесь: может быть причина отчасти в том, что с вами некомфортно коммуницировать?