Эфиопские горки, индийская любовь, африканская политика и медицинская драма.
Эфиопские горки, индийская любовь, африканская политика и медицинская драма
Рецензия на роман Абрахама Вергезе «Рассечение Стоуна»
«Что надо проделать с органом слуха в качестве первой помощи при шоке?»
Ответ Стоуна: «Вложить в него слова поддержки!» – вошел в анналы.
Этот роман я начал читать потому, что видел в интернете очень много восторженных отзывов. При этом у меня совсем не было представления о содержании. Просто видел, что многие хвалят и рекомендуют.
Увесистый фолиант в 608 страниц обещал, что удовольствие будет длительным. Современная мода на толстые романы на фоне клопового мышления у основной части населения мне лично нравится.
Что в итоге?
Сюжет: два мальчика-близнеца Мэрион и Шива родились сросшимися в Аддис-Абебе (столица Эфиопии) в 1954 году в госпитале миссии ордена кармелитов. Во время родов братьев разделили: рассекли ту часть, которой они приросли друг к другу в материнской утробе.
Их мать – индийская монахиня – умерла при родах. Отец – английский хирург Томас Стоун – принял роды и исчез. Усыновила детей акушерка Хема, также помогшая им появиться на свет.
Повествование в романе идет от лица одного из этих братьев – Мэриона. По ходу развития действия мы наблюдаем за жизнью и взрослением близнецов, которые необычайно близки друг с другом, но со временем превращаются в совершенно разных людей. А растут они на фоне исторических событий, происходящих в Эфиопии – правление императора Селассие, мятеж генерала Мибрату, революция и приход к власти Менгисту Хайле Мариама и т.д. Наблюдаем мы и жизнь и хитросплетения отношений их близких – обычных людей – приемной матери Хемы, приемного отца Гхоша и прочих обитателей госпиталя, его пациентов и жителей Аддис-Абебы.
Любовь, ревность, познание мира, дружба и предательство, все есть. Есть много событий и переживаний, за которыми довольно интересно наблюдать. К тому же автор мастерски ведет нас через эти события удерживая интерес. Это и медицинская драма и роман взросления, и в чем-то приключенческий роман.
Читать медицинские драмы всегда интересно, если они хорошо написаны. А погрузиться в атмосферу Эфиопии пятидесятых-шестидесятых годов с ее экзотикой и нравами тоже весьма любопытно. Вряд ли я захочу попасть в эту страну сам по доброй воле, но узнать о жизни людей там весьма любопытно.
Не могу сказать, что я в восторге от романа и что мои ожидания, подогретые многочисленными рецензиями, полностью оправдались, но я не жалею, что прочитал эти 608 страниц. Роман многогранный, но не совсем ровный, на мой взгляд. Местами мне казалось, что это не литература, а графомания, а местами я не мог оторваться. Постоянная смена романтической сюжетной линии на политическую, потом на медицинскую, а потом на философскую, а потом на разные другие позволяет автору удерживать читателя и не давать бросить книгу в те моменты, когда начинаешь думать, что устал уже окончательно от этих эфиопов, индусов и американских хирургов. Эдакие американские горки. Точнее скорее эфиопские.
Эту свою рецензию я написал не сразу. Она вылеживалась у меня примерно месяц. Я начинал, бросал. Потом снова к ней возвращался. Саму книгу я прочитал гораздо быстрее. И сейчас понимаю, что есть определенное послевкусие у романа. И оно мне скорее нравится. И если бы писал по горячим следам, возможно, рецензия была бы более критической.
Сам автор – Абрахам Вергезе – родился там же, где и его герои, но не в 1954, а в 1955 году. Тоже имеет индийские корни. И тоже стал врачом, как главный герой. Живет в США, профессор теории и практики медицины Медицинской школы Стэнфордского университета. Пишет книги.
Кстати в этом году на русском языке выходит его новый роман «Завет воды».
И, как всегда, предлагаю несколько интересных цитат:
— А почему я должен обязательно бороться с трудностями?
— Потому что, Мэрион, ты — инструмент Господа. Не оставляй инструмент в футляре! Играй! Да откроются тебе все тонкости игры! Не бренчи "Три слепые мышки", если способен исполнить "Глорию". [...] Это самый большой грех — не раскрыть то, чем одарил тебя Господь.
*** Тот факт, что доктора врачуют тело, не оправдывает их пренебрежения к душе».
*** Мы приходим в этот мир незваными и, если повезет, обретаем особую цель, которая возносит нас над голодом, нищетой и ранней смертью, составляющими, о чем не след забывать, общую участь.
*** Мои высокопоставленные пациенты на смертном одре о многом жалеют. Прежде всего, о горечи, которую оставляют в сердцах людей. Они понимают, что ни деньги, ни церковная служба, ни панегирики, ни пышные похороны не сотрут дурной памяти.