Журнал о коммуникациях и PR

Веселые картинки для госструктуры

Визуальный ряд в работе пресс-службы

Визуальная подача крайне важна для построения и укрепления репутации госструктуры и формирования правильного впечатления у аудитории. Тексты ваши будут читать плохо, редко и невнимательно. Не потому, что вы плохо пишете, а потому что они плохо читают. Им некогда и лень. Да и темы постов у вас скорее всего не особенно вдохновляющие. А вот картинки посмотрят. Потому что картинки люди смотреть любят, просмотр картинок не требует мозговых усилий. Люди листают ленту и не напрягаясь разглядывают фотографии, рисунки, мемы и фотожабы. Картинки остаются в памяти и на подкорке. Цепляют эмоционально.

Поэтому очень важно обращать внимание именно на иллюстрации к вашим постам в соцсетях и к фотографиям, которые вы публикуете у себя на сайте или отправляете журналистам.

Визуального ряда много не бывает. Поэтому ваша задача обеспечить себя большими объемами фотографий, иллюстрирующих текущую работу вашей организации. Всё, что происходит в ее стенах или с участием ее сотрудников должно постоянно и обильно фотографироваться. А у вас в итоге должен быть богатый выбор картинок для публикаций.

Где брать иллюстрации.

1. Сотрудники пресс-службы.

Если в пресс-службе есть фотограф, это прекрасно. Если он при этом еще и профессионал – это идеально. И он не должен сидеть на месте. Его задача – всё время что-то фотографировать и заваливать вас качественными снимками настолько обильно, чтобы вам хотелось кричать «Горшочек, не вари!». Но так кричать мы, понятно, не будем. Пусть варит и как можно больше. Благо при цифровой фотографии нет себестоимости отдельного кадра – за пленку платить не нужно.

Но идеалы в жизни встречаются не так часто, поэтому исходим из того, что фотографа у вас нет.

Надеюсь, что есть хотя бы хорошая профессиональная камера. Или вы попытаетесь добиться ее покупки. Тогда иллюстраций будет больше. И они будут лучше.

Но если и это не реально, снимаем на смартфон. Современные смартфоны позволяют делать достаточно качественные снимки. Особенно, если к смартфону прилагаются хорошие руки и мозги. Потому что смартфон и фотоаппарат снимают то, на что вы навели объектив. И тут как раз возможны варианты.

Все сотрудники пресс-службы должны пройти краткий курс правильной фотосъемки. И все они должны понимать, что в их профессиональные обязанности входит ежедневное создание визуального контента.
2. Сотрудники организации или подведов.

Если вы строите коммуникации областного министерства, например, то события, которые надо освещать, могут проходить в разных уголках области, соответственно, возможности быть везде у вас нет. А значит вам нужны «народные корреспонденты». Это сотрудники организации, которые работают именно там, где происходит событие. И не всегда эти сотрудники имеют отношение к пиару. Но это не значит, что вы должны оставаться без фотографий.

Ваша задача при поддержке руководства объяснить сотрудникам на местах как важно снабжать вас фотографиями со всех событий, которые проходят под эгидой вашей организации. И если на событии оказывается тот или иной сотрудник, он должен не забыть вовремя выхватить телефон и сделать пару шедевральных снимков, которые затем отправить вам для публикации в соцсетях.

Конечно, это не их обязанность, поэтому надо придумать способы мотивации. Учитывая, что мы говорим о государственных структурах, то скорее всего нематериальной. Придумайте чем их зацепить: указанием авторства, подарками, премиями, призами за лучшее фото недели или месяца, билетами в театр или в цирк.

Им надо написать четкую инструкцию:

· Что снимать.

· Как снимать.

Об этом поговорим дальше.
3. Руководство.

Фотографий руководителя (руководителей) должно быть много. Очень много. Разных.

Часто бывает, что шефу нравится какая-то одна его фотография десятилетней давности, где он стройный и не лысый, и еще не совсем седой, и он требует, чтобы вы везде ставили именно ее. Но он ведь не в бункере сидит, а с людьми постоянно встречается. И люди знают, как он сейчас выглядит. И удивляются фотографии. И подсмеиваются. И всё бы ничего – ну подумаешь, старая фотка. Но люди проецируют это и на всю остальную деятельность вашей организации: раз вы врете (или приукрашиваете действительность) в малом, значит и в большом все не так просто. А значит, доверять вам нельзя.

Поэтому фотографии должны быть актуальными. И актуальная фотография тоже должна быть не одна на все случаи жизни. Должно быть максимальное разнообразие.

Фотографии руководителя делятся на две категории:

- портретные снимки,

- репортажные фото.
Для портретных снимков нанимаем профессионального фотографа и делаем масштабную фотосессию.

Да, я уже слышу, как вы мне рассказываете, что шеф капризничает и не хочет фотографироваться, ссылается на занятость и т.д. Это тот случай, когда надо настоять. Надо проявить твердость.
В идеале фотосессию нужно делать раз в полгода. Если шеф особо трудный, то хотя бы раз в год.

Нужны все виды портретов:

- крупно анфас

- по грудь

- по пояс

- в полный рост.

Не с выпученными глазами как на паспорт, а с нормальным выражением лица, эмоциями и обаянием.

Сюжетные портреты:

- за столом,

- у стола,

- у окна,

- с книгой,

- с телефоном и т.д.
Всё это мы будем публиковать в соцсетях, на официальном сайте, отправлять в СМИ и т.д. Наша задача увеличивать узнаваемость, формировать доверие. Визуальный ряд – лучший помощник в этом деле.

Также неплохо было бы, если бы нанятый на фотосессию профессионал поснимал бы и рабочие моменты: шеф на совещании, во время планерки, во время встречи с населением и так далее. И с другими людьми в кадре. И отдельно только шеф (чтобы можно было использовать в качестве «консервов»).

Подготовьте руководителя к такой съемке. Заранее обговорите во что он будет одет. Предупредите, что не стоит накануне много пить. Нет, я не считаю, что у вас шеф алкоголик. Алкоголь перед съемкой пить тоже не стоит. Но я имел ввиду, не нужно пить много воды, потому что наутро лицо моет быть отекшим.

Про нюансы типа побриться и вымыть голову, я уже не пишу. Хотя нет. Получается, что пишу.
Как составить инструкцию для фотографирования.

Когда мы снимаем что-то сами, мы еще более-менее представляем, что хотим увидеть на выходе. Но часто нам приходится поручать делать снимки другим людям, которые к фотографии имеют очень опосредованное отношение. В итоге получаем материал, с которым невозможно работать: фокуса нет, съемка против окна, у половины людей закрытые глаза, кто-то вообще зевает.

Да и профессиональные фотографы порой приносят с мероприятия репортажи, из которых мало что можно взять для соцсетей. Если только мы не проинструктировали их заранее, чего мы хотим.

Для того, чтобы этого избежать, рекомендую составить для таких людей простую инструкцию. По ней и работать проще и спрашивать с людей легче. Например, если вы посылаете человека снимать мероприятие, можно ему просто сказать «сними вс самое важное» и получить на выходе набор из пяти унылых одинаковых снимков, взять в публикацию из которого вы сможете в лучшем случае один. А можно попробовать донести, что вам нужно более конкретно. Всё равно, как правило, люди сделают все по-своему, но шансов получить не один кадр на выходе, а хотя бы 5 или, если повезет, 7-8, будет больше.
Как снимать мероприятия.

Для того, чтобы получить нормальный фоторепортаж с любого мероприятия (встреча главы с жителями, пресс-конференция, конференция по нацпроектам, награждение заслуженных учителей, общественные слушания по вопросу «Доколе?» и т.д.) надо, чтобы было сфотографировано как можно больше самых разных моментов и деталей в самых разных ракурсах.

Вы потом решите, что из этого можно использовать, а что нельзя, что пойдёт в соцсети, а что в газету. Но изначально надо четко понимать задачу самим и максимально четко поставить ее тем, кто будет фотографировать – профессионалам или сотрудникам, которые будут участвовать и делать снимки.

Что же должно быть в подборке фотографий с мероприятия, которую вам сдадут:

А) Предыстория: зал до начала мероприятия с пустыми местами, афиша или пресс-вол, если есть, приходящие люди, процесс регистрации, оргмоменты.

Б) Ключевые моменты самого мероприятия: выступление ключевого спикера, пленарка, выступление второстепенных спикеров, вручения наград, перерезание ленточек, пожимание рук и т.д.

В) Общие планы: зал, президиум, зал и президиум, спикер и президиум, спикер и зал.

Г) Детали. Всем всегда интересны нюансы: что на столах у участников, что рисует в блокноте скучающий замминистра, что разглядывает в телефоне директор транспортного департамента, какая татуировка на плече у гражданской активистки, какая книга торчит из рюкзака у местного блогера, задающего острые вопросы докладчику и т.д. Эти детали сделают сухой отчет с конференции о росте надоев увлекательным контентом и предметом для обсуждения.

Д) Портреты. Нужно снимать крупным планом участников мероприятия. Хорошая подборка портретов не только начальства, но и обычных людей всегда украшает любой фоторепортаж. И привлечет внимание к вашей публикации большого количества людей. И принесет репосты и лайки.

Е) Эмоции. Это, тоже очень мощный триггер для привлечения внимания. Надо снимать людей не с каменными лицами, а в момент, когда на лице отражаются проявления тех или иных чувств. Нам нужны улыбки, смех, гнев, отвращение, скепсис – всё, что угодно, что покажет нам живых людей и даст яркую картинку и вызовет уже ответные эмоции у аудитории.

Ж) Сюжеты. Интересные сценки можно найти даже на самом скучном совещании. Кто-то шепчет что-то на ухо соседу, два депутата беседуют, оживленно жестикулируя, кто-то, испытывая испанский стыд за происходящее, закрыл лицо руками и т.д. Сюжеты, как и детали, привлекут большое внимание к вашей подборке. А если вы приучите свою аудиторию к тому, что у вас во всех фоторепортажах много таких интересных и необычных кадров, люди начнут ждать новых публикаций. Главное не ставить себе слишком строгие рамки: мы госструктура и можем фотографировать только официоз. Тогда разглядывать эти фото будут только те, кто на них изображен и их немногочисленные родственники.
З) Ракурсы. Очень неплохо разнообразят монотонный поток снимков заседающих людей кадры, построенные нестандартным образом. Не просто навел и снял, а снял отражение в зеркале, отражение в очках другого человека, кадр через видоискатель другого фотоаппарата или кадр с экрана телефона другого человека, делающего снимок.

И) Позирование. В конце мероприятия участники могут захотеть пофотографироваться друг с другом. Поснимайте их, такие кадры вам тоже пригодятся для репортажа: глава и лучший комбайнер, глава и вундеркинд, награжденный грамотой от главы, ветеран и студенты и т.д.
Советы:

1. Не стойте на одном месте. Все фотографии будут с одного ракурса, а это скучно. Перемещайтесь. Снимайте президиум из зала и зал из президиума. Не стесняйтесь подходить близко к выступающему спикеру – в фотографа никто камень не бросит, все понимают, что это важно.

2. Снимайте разные планы: крупный, средний, общий, портреты и групповые снимки, интерьер и мелочи.

3. Снимайте горизонтально и вертикально. Что-то пойдет в ленту, а что-то в истории.

4. Следите за рогами: у того, кого вы фотографируете, не должно ничего расти из головы – ни флаги, ни цветы, ни деревья. Выбирайте точку съемки так, чтобы за объектом был однородный фон, а деревья или флаги были рядом.

5. Не снимайте против окна.

6. Если делаете групповой портрет, следите, чтобы все смотрели в камеру, никто не зевал, никто никого не перекрывал, никто не закрывал глаза.

7. Если делаете постановочные фото просите людей проявлять эмоции или сами постарайтесь их рассмешить в момент фотографирования, чтобы не получить фотографию на памятник вместо веселого кадра для ВКонтакте.

8. Изучите заранее программу и регламент мероприятия, чтобы понимать, когда и что будет происходить. Вам будет проще спланировать свою работу.

Составьте похожие инструкции и для других ситуаций, в которых вы просите кого-то для вас пофотографировать. И ваш портфель снимков будет пополняться уже более интересным материалом.
Что делать госструктурам в соцсетях в 2024 году?

В апреле я проведу два тренинга для PR-специалистов госструктур:

10-12 апреля пиаршкола "Связи с общественностью в органах законодательной власти". О том как строить пиар в заксобраниях, думах и разных советах депутатов.

16-18 апреля пиаршкола "PR в социальных сетях для государственных и муниципальных структур". Про то, как вести госпаблики, что там писать и как вовлекать аудиторию.

Поговорим подробно и о визуальном ряде, и о текстах, об инфоповодах и о влиянии на аудиторию. И о многом другом.

Приглашаю! Приезжайте. Как всегда разберем много кейсов, в том числе и ваши PR-тексты и аккаунты в соцсетях.
Cвязи с общественностью SMM
Made on
Tilda